Океан-Клуб

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Зависть

Сообщений 1 страница 17 из 17

1

Когда-то в старые времена модератор Анечка и О.Е. начали тему со следеющем названием: "А что вы думаете" О зависти? Я предлагаю нам продолжить ту оборванную дискуссию, может начать заново и обсудить что же такое зависть, откуда происходит и как её искорренить, если это возможно.

Завсить появляется у слабых, не уверенных в себе людей, людей страдающих комплексами непоноценности, в той или иной степени. Зависть разростается и от зависти только к некоторым личностям перерастает к зависти ко всему, ко всем...

0

2

Зависть присуща всем без исключения людям... всем - другой вопрос, что она бывает разной - сильной и не очень...

буквально на днях статью читала про зависть.. ужасное чувство, просто поглощает человека...

0

3

Зависть — желание, чтобы кто-либо не располагал тем, чего сам завистливый не имеет в такой же или большей степени (количестве)
Сме́ртный грех — так в христианстве называют грехи, которые ведут к смерти души. Многие ошибочно полагают, что в данном термине имеется в виду физическая смерть, но на самом деле имеется в виду смерть духовная. Библия не приводит точного списка смертных грехов, но предостерегает от их совершения в десяти заповедях. Список восходит к восьми помыслам Евагрия Понтийского, однако печаль заменена на зависть, а тщеславие объединено с гордостью. Впервые в такой редакции встречается у Григория Великого (VII век). Концепция семи смертных грехов получила распространение после трудов Фомы Аквинского (XIII век).

Всего смертных грехов семь:

   1. Гордость
   2. Любостяжание
   3. Зависть
   4. Злопамятование
   5. Блуд
   6. Чревоугодие (чревобесие, гортанобесие)
   7. Беспечность

Зависть — огорчение по поводу успеха и благополучия других людей. Запрет на зависть содержится уже у Моисея в последней из десяти заповедей.

Зависть, или недоброжелательство - один из семи смертных грехов (лат. invidia), поскольку предполагает убеждение в несправедливости установленного Богом порядка.

Зависть противоречит христианским добродетелям - великодушию и состраданию.

Зависть родственна унынию, однако отличается предметностью.

________________________________________________________________________________________________________

согласна с Оксаной...она пресуща всем без исключения...Все люди завистливы..главное уметь преодолеть эту зависть...

0

4

аха.. просто зависть же она разная бывает....

0

5

да-да-да..она бывает и доброй и злой..могут даже сглазить...я так думаю.
вот у меня сейчас тоже зависть, котороя превращается в обиду.

0

6

Лера, спасибо! Полные, правильные и красивые рассуждения! А откуда это ты взяла зависть?
Вот ещё: зависть можно уменьшить в себе, но для этого очень важно понять что это именно она - зависть. Она определённо сьедает душу, убивает её, человек вместо того, чтоб сделать свою жизнь лучше, добиться чего-то, "уровнять" тем, что достигнуть большего зачастую просто завидует, желает чтоб у другого этого не было, мешает ему, морально, физически, ищет причины почему "это" (предмет зависти) у него есть не в личных достоинствах другого, а в искусственных возможностях типа:"та... она просто с ним переспала, потому ей поставили "5"!"

0

7

ой везде где только можно. учили как по философии и по социальной философии....так и в памяти и  осталось

0

8

Психология личности. Зависть

Близость создает лучшие условия для сравнения, делает жизнь другого человека более обозримой. При этом, чем меньше дистанция между завидующим и объектом зависти, тем сильнее зависть. Своевременно замеченная зависть может быть преодолена.

Зависть чаще всего понимается как неприязненное, враждебное отношение к успехам, популярности, моральному превосходству или преимущественному положению другого лица («Словарь по этике», 1983). Такое понимание зависти как враждебной, «черной», идет от философов. Ф. Бэкон отмечал агрессивный характер зависти: «Кто не надеется сравняться с ближним в достоинствах, старается сквитаться с ним, нанося ущерб его благополучию». О том же писал и Р. Декарт: «Нет ни одного порока, который так бы вредил благополучию людей, как зависть, ибо те, кто им заражен, не только огорчаются сами, но и, как только могут, омрачают радость других». Зависть есть не что иное, как стремление человека к тому, чтобы всё: успехи, заслуги, расположение других людей, богатство — безраздельно принадлежало только ему. А. Шопенгауэр утверждал, что хотя зависть естественна и свойственна человеку, все-таки она порок и вместе с тем — несчастье: «Зависть показывает, насколько люди чувствуют себя несчастными, а их внимание к чужому поведению и положению — как сильно они скучают». Поэтому, пишет он, мы должны смотреть на нее как на врага своего счастья и стараться задушить ее как злого демона.

Если у Б. Спинозы зависть — это ненависть, то Ф. Ларошфуко считал, что зависть еще непримиримее, чем ненависть.

Надо отметить, что зависть понимается психологами не однозначно. К. К. Платонов считает зависть чувством, структура которого включает соревнование, страдание от мысли, что у другого есть то желанное, чего у себя нет, и вызванную этим ненависть к нему. Л. А. Дьяченко и М. И. Кандыбович рассматривают зависть как социально-психологическую черту личности, проявляющуюся в недовольстве, недоброжелательстве по отношению к другим людям, которым сопутствует удача, которые достигли благополучия. Они рассматривают зависть как порок, как признак ограниченности ума и мелочности характера. Однако такое понимание скорее относится к завистливости как свойству личности.

В словаре «Психология» зависть рассматривается как проявление мотивации достижения, при которой чьи-либо реальные или воображаемые преимущества в приобретении социальных благ (материальных ценностей, успеха, статуса, личных качеств) воспринимаются субъектом как угроза ценности собственного «Я» и сопровождаются аффективными переживаниями и действиями. «Черная зависть» с нашей точки зрения является негативной эмоцией. Однако как эмоция зависть может рассматриваться только в случае ситуативного ее появления. Когда же зависть устойчива по отношению к какому-то объекту, она становится эмоциональной установкой, т. е. чувством.

Наряду с пониманием зависти как неприязненного чувства, враждебного отношения к кому-либо, имеется и более широкий подход, когда зависть рассматривается как феномен, проявляющийся на трех уровнях: на уровне сознания — осознание более низкого своего положения, на уровне эмоционального переживания — чувство досады, раздражения или злобы из-за такого положения, и на уровне реального поведения — разрушение, устранение предмета зависти. В соответствии с этим К. Муздыбаев выделяет следующие компоненты зависти, последовательно проявляющиеся друг за другом:

1) социальное сравнение («...В зависти всегда таится сравнение, а где невозможно сравнение, нет и зависти», — писал Ф. Бэкон);
2) восприятие субъектом чьего-либо превосходства;
3) переживание досады, огорчения, а то и унижения по этому поводу;
4) неприязненное отношение или даже ненависть к тому, кто превосходит;
5) желание или причинение ему вреда;
6) желание или реальное лишение его предмета превосходства
Нам представляется, что здесь упущен главный компонент зависти. Ведь зависть возникает не просто к тому, кто располагает тем, чего нет у завидующего. Она возникает только по поводу того, к чему у человека имеется пристальный интерес, что им высоко ценится и в чем у него имеется потребность. Это может быть зависть женщины, желающей, но не имеющей детей, к тем, кто их имеет; зависть человека с карьеристскими наклонностями к другому человеку, успешно продвигающемуся по службе, и т. д. Чаще всего зависть скрывается от того, кому завидуют (это проявляется в замалчивании его достижений), поэтому объект зависти может ничего не подозревать. Но бывает и открытое проявление зависти, в связи с чем выдающийся физиолог Г. Гельмгольц говорил, что по усиливающейся грубости противников можно, в известной степени, судить о размерах собственного успеха.

0

9

продолжение рассуждений

Бывает и так, что человек, боясь вызвать зависть других, снижает свою трудовую энергию и энтузиазм, скрывает свое благосостояние и достижения, пользуется ими скрытно, не получая от них, таким образом, полного удовлетворения.

Зависть может переживаться как досада, злость на того, кто, как кажется, добился незаслуженного успеха, получил незаслуженные блага, а с другой стороны, как обида на судьбу в связи с кажущейся незаслуженной собственной неудачей. Завистник страдает от сознания собственной неполноценности: раз у меня
этого нет, значит я хуже его. Как отмечает П. Тительман, осознание человеком более низкого собственного положения является самой фундаментальной предпосылкой зависти. Некоторые люди становятся буквально изможденными от хронического течения зависти. Происходит деформация личности: человек становится скрытным, тревожным, жалеющим себя, у него появляется чувство неполноценности, постоянного недовольства.

Для нейтрализации отрицательных переживаний завидующий прибегает либо к саморазрушительным фантазиям, либо к проявлению равнодушия, цинизма, к насмешкам, позволяющим ему избегать травматизации, связанной с ощущением дефицита и неполноценности своего существования. Зависть может выродиться и в самобичевание. Интенсивное самобичевание при остром приступе зависти, как отмечает П. Куттер, может вызвать физиологические симптомы: человек «бледнеет от зависти», поскольку сжимаются кровеносные сосуды и повышается артериальное давление, или «желтеет от зависти», поскольку кровь насыщается желчью. По нашему же мнению, завистник — несчастный человек, достойный сожаления, страдающий от сомнений, от навязчивых мыслей, от отсутствия так называемого «чувства» собственного достоинства. У некоторых людей появляется желание устранить любым способом имеющуюся несправедливость в отношении его неравного положения с другим человеком: чтобы другой потерпел неудачу, несчастье, дискредитировал себя перед окружающими. Это желание, стимулируемое ненавистью, нередко толкает человека на совершение аморальных поступков. Вспомним сказку А. С. Пушкина «О царе Салтане», когда две сестрички захотели извести свою сестру только за то, что именно ее предпочел царь в качестве жены, или легенду о Сальери, отравившем из зависти Моцарта. Эта легенда дала название одному из видов агрессии — «синдрому Сальери», связанному с «черной завистью». Зависть может подвигнуть на бессмысленные на первый взгляд бесчинства молодежи на улицах, которые бьют стекла у припаркованных автомобилей, громят витрины магазинов и т. д.

Факторы, облегчающие возникновение зависти

Их можно разделить на внешние и внутренние. Внутренними факторами, предрасполагающими к зависти, являются такие особенности личности, как эгоизм и себялюбие, тщеславие и чрезмерное честолюбие.

К внешним факторам относится близость в статусном положении завидующего завидуемому. Завистник, как правило, сравнивает свое положение и свои достижения, достоинства со статусом близко стоящих на социальной лестнице. Еще Аристотель отмечал, что «...люди завидуют тем, кто к ним близок по времени, по месту, по возрасту и по славе...». Близость создает лучшие условия для сравнения, делает жизнь другого человека более обозримой. При этом, чем меньше дистанция между завидующим и объектом зависти, тем сильнее зависть. Слишком большое различие редко вызывает зависть, полагает Г. Шоек. Однако вряд ли это мнение справедливо.

П. Куттер, например, считает, что не следует забывать о социальной ипостаси зависти. «Зависть произрастает еще и на почве реальной социальной несправедливости, — пишет он. — Как избежать зависти ребенку из малообеспеченной семьи, который видит, насколько велика разница между его ограниченными возможностями и перспективами, открывающимися перед другими детьми? Может ли безработный юноша смотреть без зависти на отпрысков солидной богатой семьи, посещающих частную школу? Возможно ли, чтобы рабочие и ремесленники не завидовали учащимся институтов и университетов, которые просыпаются, когда им угодно, располагают досугом для чтения, для размышления, пользуются случаем, чтобы поучаствовать в дискуссии и заявить о своей политической позиции?

Полагать, что зависть, продиктованную социальной несправедливостью, можно интерпретировать исключительно с психологической точки зрения, значит умышленно ограничивать себя рамками одного метода исследования. Стремясь дать зависти исчерпывающее психоаналитическое толкование, исследователи допускают ошибку. В данном случае более ощутимую пользу способны принести политические мероприятия, направленные на то, чтобы предоставить всем гражданам более или менее равные шансы».

Отсюда возникают такие политические доктрины, как эгалитаризм (требование равенства) и демократия, стремление к свержению «несправедливого строя», ко всеобщей уравниловке и т. д. Зависть одной страны к богатству и благополучию другой страны приводит к захватническим войнам.

Виды зависти

И. Кант делил зависть на черную зависть (когда у завидующего имеется стремление лишить блага другого) и просто недоброжелательность. Выделяют и другие виды зависти. Говорят, например, о «незлобной» зависти, когда человек хочет иметь то, что имеет другой, но при этом не испытывает к другому враждебного чувства. Как в «злобной», так и в «незлобной» зависти присутствует желание завидующего устранить неравенство. Но, как отмечает Дж. Нью в первом случае человек говорит: «Я хочу, чтобы Вы не имели того, что имеете», — а во втором: «Я хочу иметь то, что Вы имеете». Наличие злобной зависти свидетельствует о неспособности завидующего достичь того уровня, на котором находится другой человек; это проявление своего бессилия. Еще одна причина «черной» зависти — «каузальное заблуждение», т. е. восприятие человека, имеющего превосходство, как причины собственных неудач и униженного положения.

Некоторые авторы выделяют депрессивную зависть, тоже порождаемую униженным положением, но связанную с возникшим чувством несправедливости.

Выделяют и восхищенную, «белую» зависть, когда человек, завидуя, не испытывает к преуспевающему человеку враждебных чувств. В этом случае «белая зависть» может даже явиться стимулом для соревнования с другим человеком (Аристотель писал о соревновательной зависти). Дж. Нью пишет в связи с этим: «В случае злобной зависти человек хочет унизить другого (до собственного уровня или ниже); в случае восхищенной зависти человек желает возвысить себя (стать таким же, как другой человек)». Впрочем, и при «черной» зависти одна из задач психолога состоит в том, чтобы превратить ее в здоровую конкуренцию. «Вместо того чтобы зариться на чужую собственность и расходовать все силы на зависть, — пишет П. Куттер, — мы могли бы, следуя мысли Гете, постараться самостоятельно получить то, чем желаем владеть. Необходимо критически анализировать сложившуюся ситуацию всякий раз, когда возникает соблазн недооценивать собственные и переоценивать чужие возможности. Завистнику следовало бы обратить внимание на собственные преимущества, которые он не замечает, зачарованный совершенствами человека, вызывающего его зависть». Формирование чувства собственного достоинства и уверенности в своих силах — вот, по мнению Куттера, способы борьбы с завистью. Тогда человек может сказать себе: если у меня и нет того, чем обладает этот человек, то у меня есть то, чего нет у него. Он будет спокойно относиться к своеобразию другого, не испытывая желания стать таким же. Своевременно замеченная зависть может быть преодолена.

В онтогенезе зависть появляется довольно поздно как результат морального эгоцентризма ребенка, соревновательного характера игр, неудовлетворения потребности в признании. Часто зависть возникает к братьям и сестрам. Младшие завидуют превосходству старших, а те, в свою очередь, завидуют младшим, потому что родители относятся к ним с большим вниманием, трепетом. Устранению зависти в детском возрасте способствуют повышение социального статуса ребенка, его идентификация со значимыми для него другими детьми, наличие положительных переживаний в процессе совместных игр и общения.

0

10

зависть єнта плохо.. но ревность - вообще убийственное чувтсво....

0

11

ревность бывает и полезной. если в меру....потому, что если не ревнуешь, то как говорят и не любишь

0

12

Ревность может быть довольно разой. Это чувство собственника, который считает, что тот или иной человек должен принадлежать ему и только ему и телом и душой и мыслями. В этом случае появляется некое УСЛОВИЕ — думай только обо мне, смотри только на меня, будь только со мной, приналежи тоько мне. Ревновать, можно не только мужа или жену, а, например собственного ребенка или даже любое другое существо, ревность может распространятся в том числе и на вещи.

Но в случае с ревностью к человеку — ему выставляется УСЛОВИЕ, а это значит, что о Любви, в ее настоящем понимании речь не идет. Поскольку, как я написала выше — Любовь — чувство БЕЗУСЛОВНОЕ.

Прична ревности чаще всего кроется в ущербности того человека, который ренует. Он (она) не уверен в себе, а объект привязанности для него — это способ доказать окружающим, что он чего-то стоит.
Хорошо, если свой статус человек пытается подчеркнуть дорогими, но неживыми "ирушками". Когда таким "статусным предметом" становися живой человек — это трудно назвать любовью.
Ревнивец может унижать предмет своей ревности, чтобы возвысится самому, доказать, что тот, кто находится рядом должен быть благодарен ему за то, что к нему проявили некий интерес. Но тот, кто унижает не может считаться любящим человеком.

Ревнивец часто пытается лишить объект ревности инивидуальности, права на собственное мнение, на общение с другими людьми, на свободное выражение своих чувств и мыслей, на самореализацию. И опять же это противоречит тому, что можно назвать Любовью — безусловное принятие другого человека таким, как он есть, неповторимой личностью, инивидуальностью....

Ревнивец нуждатся в серъёзной психологической помощи, однако часто они отказываются от подобной помощи, считая, что "у них все правильно", а исправлять нужно другого человека.

Так что ревность — следствие глубоких психологических проблем, а не любви. Ревнивцу нужна помощь психолога.

А любовь — показатеь высокого нравственного и духовного развития, ума, умения разбираться в своих чувствах и уважение к любым чувствам любого другого человека. Любовь — это осознание собственной уникальности и уникальности каждого человека, живущего на земле.
Любовь — это безусловное и полное принятие другого человека таким, как он есть — неповторимой и уникальной личностью.

вот!!!!!!!!! учили по философии.....и по психологии....разные рассуждении

0

13

валерія написал(а):

ревность бывает и полезной. если в меру....потому, что если не ревнуешь, то как говорят и не любишь

или же разрушаешь существующую любовь из-за своей неуверенности...

0

14

ну, незнаю. я не могу назвать ревность -неуверенностью.... как для меня это два совсем разные понятия и значения. 
просто бывает такие случае, что грани ревности перерастают в такую ревность к человеку в паническую что ли...
а, неуверенность..человек же в себе может быть уверенным...а, его возлюбленный/возлюбленная сами делают так, что б быть неуверенным в их любви и давать повод ревновать к другим людям.

0

15

ну, словом ситуации бывают разные... всё хорошо, когда его в меру...

0

16

ага, главное что б всего было в меру..что б во всем было равновесие

0

17

Вау! Какая продуктивная темка!) Все сразу поумнеют, подобреют...
Интересно так читать! Пасибки! Супер!)

0